Обзор игры «Small world». Опубликованный ранее в журнале «Фан Сити»

 

Предлагаю вам мой обзор игры «Маленький Мир», который был опубликован в первом, вернее, в нулевом номере журнала «Фан Сити». Хочу сказать огромное спасибо всем ребятам из издательства, и пожелать успехов в их сложном начинании.

Сразу скажу, что «буков» много, а картинки пока не добавил.

Мы считаем наш мир большим, хотя часто отмечаем: «Как он тесен!» А ведь есть миры, которые, в самом деле, очень малы и населению которых живётся весьма и весьма тесно. Один из таких миров скрыт в коробке с игрой «Small World», или «Маленький Мир» от издательства «Days of Wonder». Немного отойдя от темы, хочу сказать, что данное издательство подарило нам огромное количество хитовых игр, некоторые из которых по праву можно назвать классикой настольного движения. Как пример, — любимые всеми «Паровозики» — «Ticket to Ride». При упоминании этого издательства на лице сразу появляется улыбка, — такие по-настоящему добрые и сказочные игры  нам подарили «Days of Wonder». А если говорить про «Small World» , то трудно представить себе более сказочную игру. Но вернёмся к обзору. Сразу хочется отметить качество компонентов, которые нас встречают после снятия целлофана с коробки. Как я уже заметил, если мы говорим о данном издательстве, то нас всегда ожидают яркая полиграфия, отменные по качеству картонные компоненты и весьма удобный органайзер для хранения всего этого добра. Не зря разработки «Days of Wonder» часто приводят в пример другим издательствам.

А теперь давайте взглянем на то, что из себя представляет этот «Маленький Мир» и какие именно игровые компоненты позволят нам ощутить себя в роли небольшого божества. Конечно, когда идёт разговор о сказочных землях, необходимо что-нибудь особенное, что поможет воображению полностью погрузить нас в гущу событий. Для этого на помощь приходит игровое поле, да не одно, а целых два, причём двухсторонних. Каждая сторона предназначена для определённого количества игроков и как вы, наверное, уже подсчитали, минимум их может быть два, ну а максимум — пять. На каждой стороне карты изображены земли нашего «Маленького Мира», разделённые на сектора. Каждый сектор символизирует определённый тип местности: горы, равнины, магические леса, болота и глубокие моря с озёрами.

Игровое поле — яркое и детализировнное, за что ещё раз хочется поблагодарить художников и оформителей.  Далее нас ждёт горсть монет номиналом 1, 3, 5 и 10. Монеты служат одновременно местной валютой и победными очками в конце игры. Для того, чтобы соперники не узнали размер вашего состояния, номинал на монетах указан только с одной стороны, с другой же все монеты абсолютно идентичны. Как вы понимаете, для ведения борьбы и захвата территорий нужно иметь армию.

В игре «Маленький Мир» вашей армией будет выступать один из четырнадцати сказочных народов (рас). Они представлены специальными небольшими прямоугольными карточками с полукруглым вырезом с одной стороны, о предназначение которого я расскажу ниже. Так как игра является языконезависимой, то на игровых компонентах практически отсутствует текст. Всё изображено в виде пиктограмм, коих немало, но все они отрисованы настолько логично, что запомнить и понять смысл той или иной картинки не составит никакого труда. Если же вы что-то забудете, вам на помощь придут листы с подсказками, на которых указаны все особенности и свойства народов этого мира.

А вот теперь поговорим о народах. Как было указано выше, их в игре четырнадцать штук. Тут есть и всем известные хоббиты, эльфы, гиганты, разная нечисть, такая как упыри и скелеты; любители напитков покрепче – гномы и другие создания, готовые верой и правдой служить под вашим началом. Каждый народ имеет свою карточку, где указана его особенность и численность, — всё это представлено специальными квадратными фишками. И, конечно же, яркое изображение. Отойдя от темы скажу, что самые мои любимые — это скелеты. Помните, я говорил про полукруглый вырез с одной стороны карточки народов? Он нужен для стыковки с фишкой свойств, которая, в свою очередь, имеет полукруглую выпуклость. Всего в игре используется двадцать особых свойств. Какое достанется игроку — заранее неизвестно, ибо по правилам игры это происходит случайным образом. Помимо символа, который показывает дополнительную особенность расы, фишка содержит число, дополняющее вашу армию. Например, есть у вас раса тритонов, по умолчанию она даёт вам 6 фишек армии, а в комплекте с ним идёт свойство «знатока болот», которое дополняет вашу армию еще 4-мя фишками. Итого в вашем распоряжении отряд из 10-ти тритонов. Общее количество всех жетонов войск — целых 168 штук. Но вы можете не волноваться, в комплекте с игрой идёт отличный органайзер дляфишек и жетонов, а в правилах присутствует подсказка по правильному их размещению, — так что вам не составит труда отыскать жетоны того или иного народа.

Есть еще интересный кубик с 3-мя пустыми гранями. На остальных гранях указаны значения от одного до трёх. Называется он кубиком поддержки, его смысл… Так, стоп, к нему мы вернёмся позже.

Когда коробка открыта и компоненты подготовлены, настало время начать большую войну в границах «Маленкого Мира». Для этого надо подготовиться к первой партии. Оглядитесь по сторонам и найдите горящие глаза людей, желающих составить вам компанию. Затем посчитайте количество счастливчиков и выберете нужную вам карту. Совет: если количество желающих 4 или 5, то лучше эту игру превратить из настольной в напольную.

Итак, поле на столе. Затем формируется колонка рас и их свойств. Для это надо все жетоны перемешать и составить две стопки, — в одной находятся расы, в другой, соответственно, их свойства. Далее из стопки рас выкладываем колонку из 5 карточек, то же самое делаем с жетонами свойств, пристыковав их к карточкам рас. В итоге получаем первые доступные расы в составе 6-ти штук. Да-да, те, которые находятся на вершине стопки, также будут доступны.
Затем выпрашиваем 5 монет стартового капитала, расставляем на карте жетоны гор и фишки забытых племен — они всегда должны присутствовать на игровом поле по умолчанию. И вуаля! Да будет битва!

Как же выбирать народность? Эта механика реализована очень интересно, и как раз тут вам понадобятся 5 стартовых монет. Впрочем, они могут и не пригодится. Дело в том, что самая нижняя из выложенных наций достаётся всегда бесплатно. Но если вам понравилась, например, третья, то для того, чтобы её забрать, необходимо положить по одной монете номиналом 1 на фишку первой и второй рас. В дальнейшем человек, забравший расу с монеткой, просто оставляет последнюю себе. Когда один игрок забирает какую-либо из народностей, нужно снова сдвинуть все оставшиеся фишки вниз и выложить новую, таким образом, на этом воображаемом «рынке» всегда доступно шесть рас.
Итак, вы стали хозяином одной из сказочных народностей. Пришло время для покорения земель «Маленького Мира», тесного и очень коварного. Смысл игры тут предельно прост: побеждает тот игрок, у которого в конце игры будет больше всего монет. Завершение партии происходит после каждого хода. Отсчёт ходов осуществляется с использованием фишки в виде короны и специального трека. Теперь вопрос логический: как добывать эти монеты? Ответ на него прост: надо доминировать, преобладать и покорять, — вот главные законы игрового процесса «Маленького Мира». Надеюсь, заинтриговал?

Итак, посмотрите на вашу расу, на её особенности и специальное свойство, — всё это вам надо, чтобы выбрать оптимальную стратегию для захвата территорий. Например, если вам достались гиганты, то выгодней всего начать с территорий, где есть горы, ибо, атакуя с них, гиганты получают неплохие бонусы. Первый захват территорий всегда начинается с края карты. Принцип атаки очень простой, надо лишь запомнить одну формулу: если на территории совсем нет фишек, тогда для захвата вам нужны две фишки ваших войск. Достаточно разместить их на участке, чтобы заявить свои права на него. Если же на территории лежит один или несколько чужих жетонов, то для захвата к двум фишкам нужно прибавить ещё по одной за каждый вражеский жетон. Например, в лесу спрятались партизаны-тритоны, в количестве двух фишек. Соответственно, чтобы вам захватить эту область, надо иметь четыре свои. Вы продолжаете в свой ход захватывать области, пока ваш запас фишек не закончится. Далее вы считаете количество областей, которые вы себе, так сказать «отжали», и получаете по одной монете за каждую.

Не забывайте, что некоторые свойства народностей могут давать дополнительные деньги с захваченных земель.

А теперь давайте вспомним про кубик поддержки, о котором я упомянул выше. Когда у вас осталась одна или, может, несколько фишек и вы понимаете, что их явно не хватает для финального сражения, тогда можно прибегнуть к помощи этого кубика. Напомню, три его грани пусты, а на остальных указаны значения от 1 до 3. Вы выбираете область, которую хотите заполучить, кладёте свои оставшиеся фишки и считаете, сколько вам не хватает. Например, не хватает одной. Тогда вы бросаете кубик и если на грани выпадает необходимое или большее число, — ура!!!! Победа.

После каждого хода, когда фишки закончились, а области уже захвачены, вы можете перегруппировать ваши войска, так как на многих землях остаётся более одного жетона войск. На этом шаге, оставив как минимум один жетон в захваченной области, необходимо переложить остальные на другие захваченные участки карты. Тем самым вы укрепите их защиту, чтобы соперникам было труднее (дороже) захватить ваши честно отобранные земли.

Скажу честно, «Маленький Мир» — игра довольно конфликтная, никому не удастся отсидеться тихонечко в углу карты, война придёт к каждому, хочет он того или нет. Если вас атаковали, включаются некоторые особенности игры. Например, у вас есть две фишки на какой-либо области карты, а ваш сосед решил пополнить свои просторы за счет ваших, — он атакует. При атаке всегда кто-то погибает, так и в данной ситуации — одна фишка уйдет в коробку, другая — к вам в резерв, чтобы на следующем ходу вы попытались взять реванш. Это правило игры: при атаке одна фишка всегда погибает. Далее, когда ход перешёл к вам, вы мобилизуете войска, забрав все свои жетоны с земель, оставив по одной фишке (или больше) для контроля территории. В принципе, правила позволяют забирать все жетоны и оставлять область пустой, но для её повторного аннексирования надо будет снова потратить 2 жетона войск. Да и с покинутой области в конце хода вы не получите никакой прибыли.

Чем больше земель вы контролируете, тем меньше у вас остаётся фишек. Когда захватывать больше нечего и нечем, можно отправить текущую нацию в забытиё и выбрать новую. Для этого в начале хода необходимо бнародовать намерение выбрать новую нацию. Фишка вашей старой расы переворачивается серой стороной вверх. Далее в коробку убираются все жетоны войск этой расы. При этом по одному жетону, также перевёрнутому, надо оставить на всех захваченных вами областях. Теперь можно выбирать новую, свежую и сильную расу, точно так же, как это было в начале игры, руководствуясь теми же самыми правилам. Смена расы таким образом происходит довольно часто. Причём, даже будучи в забвении, ваша старая раса приносит бонусы и монеты при подсчете контролируемых вами территорий.

Ну что, фишка короны показала последний ход, все сделали попытку последних завоеваний, получили последние деньги и готовы определить победителя. Каждый игрок считает все свои сбережения, — тот, у кого их больше и есть победитель. После этого я вам советую провести ещё одну партию, проанализировать допущенные ошибки и победить (в случае, если вы проиграли, разумеется).

Вместо выводов хочется сказать: «Маленький Мир» — отменная и очень весёлая игра как для семьи, так и в кругу друзей. Парадокс состоит в том, что будучи конфликтной игрой, она всё равно заставляет улыбаться и не расстраиваться при поражении. Возможно, всё дело в оформлении, а, возможно, в душевном подходе к созданию игр от компании «Days of Wonder».

На данный момент к игре выпущено несколько дополнений, которые повышают реиграбельность и интересность этой настолки в разы. В основном, дополнения дают новые народности и новые свойства. Но есть и те, которые довольно сильно влияют на игровой процесс. Впрочем, это уже материал для другого обзора.

Реклама

3 thoughts on “Обзор игры «Small world». Опубликованный ранее в журнале «Фан Сити»

  1. Уведомление: Обзор игры “Small world” | Мир настольных игр

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s